Юридические услуги по России Список городов
27.05.2010

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с 2010 года

Федеральным законом N 383-ФЗ от 29.12.2009 внесен ряд поправок в Уголовный Кодекс РФ, которые значительно смягчают условия привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Во-первых, увеличен размер задолженности (в денежном выражении) по налогам (пеням, штрафам), которая влечет уголовную ответственность налогоплательщиков. Сейчас согласно ст. 198-199 Уголовного Кодекса РФ для физических лиц крупным размером считается сумма задолженности более 600 тыс. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд, либо свыше 1,8 млн. руб. (ранее - 100 тыс. руб. и 300 тыс. руб. соответственно), а особо крупным - более 3 млн. руб. за три финансовых года подряд, либо свыше 9 млн. руб. (ранее - 500 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно); для юридических лиц крупным размером признается сумма задолженности более 2 млн. руб. за три финансовых года подряд либо свыше 6 млн.руб. (ранее - 500 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно), а особо крупным - более 10 млн. руб. за три года подряд либо 30 млн. руб. и более (ранее - 2,5 млн. руб. и 7,5 млн.руб. соответственно).

Во-вторых, вышеуказанными статьями предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление в виде уклонения от уплаты налогов, освобождается от уголовной ответственности, если недоимка (пени, штрафы) будет полностью уплачена в бюджет.

В-третьих, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ добавлена статья 28.1, которая определяет порядок прекращения уголовного преследования, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах. В частности, введено дополнительное основание прекращения уголовного преследования - если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (т.е. недоимка, пени и штрафы уплачены полностью).

В-четвертых, внесено изменение в статье 108 УПК РФ - в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовных преступлений за уклонение от уплаты налогов не может применяться такая мера пресечения, как заключение под стражу при отсутствии таких обстоятельств как: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Во исполнение вышеуказанного закона изменениям подверглись и обязанности органов милиции. Статья 10 Закона РФ N 1026-1 от 18.04.1991 "О милиции" дополняется пунктами следующего содержания: «направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым Кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств; уведомлять налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 НК РФ материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения».

Таким образом, органы милиции теперь обязаны уведомлять налоговые органы о результатах рассмотрения полученных от них материалов, а также направлять в налоговые органы соответствующие материалы.

Закон N 383-ФЗ вносит изменения и в часть первую Налогового Кодекса РФ.

Во-первых, внесены изменения в п. 3 ст. 32 "Обязанности налоговых органов" НК РФ: если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Новым здесь является то, что теперь для направления материалов в органы МВД необходимо, чтобы требование об уплате налога (сбора) было направлено налогоплательщику обязательно на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Во-вторых, внесены изменения в статью 69 "Требование об уплате налога и сбора" НК РФ. Так, в случае если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Ранее такой обязанности у налоговых органов не было

В-третьих, изменена статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки". Теперь в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил материалы в органы внутренних дел, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскания соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. При этом течение сроков взыскания, предусмотренных НК РФ, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от органов внутренних дел, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Если же действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Органы внутренних дел, получившие от налоговых органов материалы в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Копии решений налогового органа в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки.

Кроме того, изменилась и статья 108 "Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ. Сейчас основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Ранее Налоговый Кодекс закреплял, что предусмотренная ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Теперь в НК РФ четко устанавливается основание привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговыми органами.

Изменения в налоговый кодекс РФ вступили в силу в день официального опубликования закона, то есть 31.12.2009. Изменения, внесенные в Уголовный Кодекс РФ, предусмотрены в статье 2 Закона N 383-ФЗ вступили в силу, как и основная часть изменений, 01.01.2010.

Кормишина Екатерина Владимировна,
аудитор СПК "Латыпов и партнеры"


Онлайн заявка на услугу

Имя:

Телефон:

E-mail:

Тема:

Сообщение: